Вопросы и ответы на тему автобусов
Какие марки автобусов предпочтительнее?
Тут будет уместна шутка: "Почтовые!". Увы, автобусы не так "просты", как грузовики. Учитывая повышенные требования к безопасности пассажирских перевозок, производители с конца 80-х годов опутывают кузова автобусов километрами кабелей. Практически любой из автобусов класса "coach" содержит от полутора до двух километров проводов, около десяти систем управления и множество вспомогательных систем. Уже страшно? Вот и нам тоже! Вообще, вместе с автобусом мы рекомендуем приобретать хорошего электронщика, чтобы он разбирался со всем этим хозяйством. Подержанный лайнер как лотерея, в которую не всегда выигрываешь, чаще проигрываешь или остаешься при своих. Какие советы мы можем дать? Главный совет - не брать дешевые автобусы! Если вокруг все продают автобусы за 200000 евро, то ни один кудесник не может найти хороший автобус даже за 150000! Рынок автобусов один из самых стабильных, потому что автобус - всегда был ходовым товаром в любом состоянии. До сих пор на вторичный рынок попадают автобусы начала 80-х, а ведь Германия не бедная страна! Следующий совет - смотреть на производителя шасси. Здесь в бесспорных лидерах MAN. И не потому, что двигатель надежнее, а потому, что проще и компактнее. Даже 400-сильный мотор MAN занимает меньше места, чем аналогичные моторы конкурентов. Плюс к этому, как правило, MAN поставляет комплектное шасси для автобуса, то есть Вы получаете MAN, одетый в цивильный костюм. Чаще ходовая этого производителя встречается на Neoplan (который вошел в состав MAN в 1998г.), Van Hool, TAM (Maribor с 2001 года), ну и сам MAN. Конечно, есть и другие фирмы-кузовщики, но их уже единицы, поэтому они не играют решающую роль. Второе по популярности шасси MB. Не сказать, чтобы все было плохо с ним, однако капризов у этого шасси гораздо больше. На этом шасси построены Setra, иногда Bova, редко Van Hool, ну и сам MB. Количественно все эти марки опережают автобусы на шасси MAN, но вот качественно - можно поспорить. Третья группа - Iveco, Scania и Volvo. Это самая малочисленная группа (по крайней мере в Германии), а потому не имеющая влияния на общую картину, хотя некоторые хвалят и Volvo и Scania за надежность. Третий нюанс при выборе марки автобуса - прочность кузова и всех его несущих элементов. Здесь, как ни странно, в лидерах Van Hool. Такое "дубовое" шасси не имеет больше ни один автобус. Может потому что Бельгия не везде закатана идеально гладким асфальтом, поэтому семейство Van Hool издавна строит крепкие автобусы. Следующие в этом списке Scania, Volvo и MAN. Наиболее стабильны именно они. MB, Setra и Bova к сожалению не так крепки, поэтому встречаются машины с просто разрушенным несущим каркасом, причем не только от коррозии, но и просто от усталости. Кстати, о коррозии. Нередки случаи, когда автобусы MB, Setra и Neoplan конца 80-х приходится латать по днищу, потому что оно превращается в дуршлаг, а это 20-25 квадратных метров. Остальные производители менее подвержены коррозии. Видимо из-за проблем с коррозией Setra во второй половине 90-х годов ввела полную оцинковку кузова путем погружения. Остальные производители до сих пор обходятся обычными способами защиты от коррозии и не гниют, однако. Здесь уместен еще один совет - не брать автобусы из стран с влажным климатом, а если из Германии, то из центральных и южных районов. Наконец, главный совет! НИ ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ НЕ БЕРИТЕ БИТЫЕ АВТОБУСЫ!!! Ареал обитания таких автобусов известен и находится в основном в Прибалтике, Польше и Белоруссии. Почему это так важно? Во-первых, любая мало-мальская авария нарушает структуру несущего кузова автобуса, которая выверена производителем и является основой всего автобуса. "Жевание" резины будет самым скромным итогом кузовного ремонта, возможны и более фатальные проблемы! Во-вторых, ни один из кузовных ремонтников не сможет выполнить антикоррозийную защиту на уровне завода-производителя, да еще попутно нарушит и заводское покрытие. Не удивляйтесь, если Ваш автобус через пару месяцев покроется ржавыми лопухами - это Ваша экономия дает о себе знать! К слову сказать, в Германии нет ни одной специализированной фирмы, которая бралась бы за ремонт битых автобусов, потому что дешевле его порезать на металлолом, тем более, что стоимость компенсирует страховая компания.
2. Почему на автобусы такие высокие цены?
Самый дорогой из известных нам новых европейских грузовиков "люксовый" Volvo FH-16-660 стоил 238000 евро. Самый дорогой новый автобус Setra - 670000 евро. Соответственно стоимость и снижается с годами. Поэтому нереально приобрести даже десятилетний "coach" дешевле чем за 50000 евро. Это еще и потому, что автобусы имеют более длительный срок эксплуатации, а значит и стоимость включает в себя дополнительные меры по продлению жизни автобуса. По сути современные автобусы не зря называют лайнерами дорог, потому что аналогия с самолетом налицо. В общем, если у Вас нет 200000 евро, то и не суйтесь на автобусный рынок, потому что конкуренты Вас все равно съедят, потому что Вы не сможете предложить достойный уровень сервиса за меньшие деньги. И еще, пожалуйста, не заказывайте у нас автобусы за 25000 евро, потому что за такую цену мы можем продать минибус на 20-22 места не более!