ПОЛУПРИЦЕПЫ-РЕФРИЖЕРАТОРЫ
Раздел о полуприцепах, производящих холод.Самый привлекательный раздел. В плане коммерческой выгоды нет ничего более стабильного, чем перевозка продуктов. Кроме того и конкуренция до сих пор не слишком велика, потому что стоимость рефрижераторных полуприцепов высока, а значит покупают их меньше. С другой стороны и конструкция рефрижераторов мало изменилась за 90-е годы, по крайней мере внешне. Единственное, что изменилось - количество палет, да внутренняя высота кузова подросла, хотя в рефрижераторах этот параметр не так существенен, как у тентованных полуприцепов. На сегодня все рефрижераторы рассчитаны на 33 палеты, хотя есть отдельные экземпляры на 34 палеты, но если говорить о подержанных полуприцепах, то скорее всего можно приобрести только 33-х палетные рефрижераторы. Чем же отличаются рефрижераторы от обычных фургонов? Во-первых, материалом бортов. Как правило, на сегодня стенки рефрижераторов состоят из сендвич-панелей толщиной от 2 до 8 см., в зависимости от производителя и исполнения рефрижератора. Соответственно, внутренняя ширина кузова колеблется от 2,44 до 2,48м. Различие в конструкции фургона в незначительных деталях, хотя Schmitz уже около 10 лет делает свои кузова по модульной схеме, которая позволяет разобрать конструкцию до каркаса, а потом собрать обратно. Это немаловажно в случае механического повреждения. Остальные производители пришли к такому принципу сборки гораздо позже, поэтому если Вы остановите свой выбор на другой марке, то будьте готовы к очень сложному и дорогостоящему ремонту в случае аварии. Положение усложняется тем, что нарушить герметичность просто, а вот восстановить ее наоборот очень сложно. Проблема еще в том, что рефрижераторы тяжелее обычных прицепов, и поэтому производители всеми силами стремятся облегчить конструкцию, а раз так, то многие элементы фургона выполняют несущую функцию, как у кузова легковушки. Как только что-либо нарушается, так сразу может начаться цепная реакция разрушения целостности конструкции со всеми вытекающими последствиями, причем процессы-то будут идти внутри стенок и потолка, а узнаете Вы о них, только когда обнаружите трещину, а то и показавшийся силовой элемент. Поэтому рефрижераторы нужно беречь от механических повреждений, перегруза (рама-то тоже облегчена для компенсации веса надстройки). Рефрижератор нужно почаще мыть, потому что защита биметаллических швов не вечна, и если зимой вы "искупали" полуприцеп в солевой ванне, то нужно как можно скорее удалить эту соль. Кроме того, при малейших признаках коррозии на переходах с алюминия на металл, нужно немедленно принимать меры по коррозийной защите шва, иначе в течение нескольких месяцев коррозия полностью разрушит соединение. Еще пару слов об установках. Во-первых, бытует твердое мнение, что установка должна быть только ThermoKing причем SB-III. Однако можно с уверенностью сказать, что и SB-II, а тем более SMX заслуживает не меньшего внимания. Другой лидер Carrier тоже имеет неплохие установки Storm и Mistral. Вообще, если говорить о марке и типе установки, то, конечно, нужен автомат, который сам будет поддерживать температуру, а все перечисленные модели это могут. Во-вторых, не всегда более "свежая" установка находится в лучшем состоянии, чем более старшая модель. Это происходит потому, что проклятые капиталисты следят за показаниями мотор-счетчика установки, и как только определенные инструкцией цифры появляются на счетчике (как правило ~ 16000 часов), то рефрижератор либо продают, чтобы с ним не возиться, либо его отправляют на профилактику, где делают капитальный ремонт агрегата. Соответственно, какой-нибудь старичок SB-I может надрать задницу новейшему SMX, потому что у последнего кончается ресурс. Поэтому при покупке рефрижератора нужно обязательно поинтересоваться периодичностью его обслуживания и показаниями мотор-счетчика. Естественно, состояние нужно еще определять и на слух. Подытоживая вопрос выбора агрегатов, нужно сразу заметить, что при любом раскладе эксплуатацию нужно начинать только после диагностики в специализированной фирмы, потому что рефрижераторы в Европе так просто не продают! И еще к этому разделу. Есть два вида монтажа установки - верхний и нижний. Понятно, что в погоне за длиной автопоезда многие производители начали прибегать к хитростям, перенося основной агрегат под кузов, монтируя на передней стенке рефрижератора один испаритель. Однако в наших условиях эксплуатации это не есть хорошо, потому что вся грязь и вода летит на агрегат и его скорая коррозия Вам обеспечена. Здесь есть еще один подводный камень, о котором никто из покупателей не знает. В Прибалтике полно "кулибиных", которые настропалились переставлять агрегаты. То есть вместо нижнего агрегата они монтируют обычный передний (благо они имеют достаточное количество битых полуприцепов и подержанных агрегатов). Однако ПЕРЕДНЯЯ СТЕНКА ПОЛУПРИЦЕПОВ С НИЖНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ АГРЕГАТА НЕ МОЖЕТ НЕСТИ "ВЕРХНИЙ" АГРЕГАТ!!! Ни в коем случае не берите полуприцепы-рефрижераторы, если Вы не знаете их происхождение!!!
Шасси полуприцепов-рефрижераторов не имеет конструктивных отличий от бортовых полуприцепов, поэтому отметить можно лишь
следующие нюансы. Как правило, рама и все шасси для рефрижераторов стараются облегчить, поэтому переносят часть несущих функций на кузов,
из-за чего нередки случаи, когда производители идут на полурамную конструкцию, которую мы описываем здесь.
Думаем, что нелишне напомнить недостатки этой конструкции - возможность появления трещин на стыке рамы с
седельной площадкой. Ни к чему рисковать, если Вы, конечно, не будете ездить по гладким как стол дорогам. Однако уже при покупке такого
рефрижератора не поленитесь тщательно удалить с площадки смазку и просмотреть каждый квадратный
сантиметр возде стыка рамы и площадки. При наличие сварочных швов незаводского происхождения или трещин откажитесь от покупки,
иначе просто выбросите деньги! Тщательного осмотра требует и зона задних ворот, где коррозия наиболее возможна. Если обнаружите следы
подкраски или обнаружите очаги коррозии, то скорее всего Вы опять же окажетесь в крайне невыгодном положении, потому что алюминий-сталь -
самое нестабильное соединение по отношению к окислению. Хотя сейчас некоторые производители начали переходить на полимерные материалы,
алюминий все же имеет место быть и сталь тоже.
Последнеее, что необходимо учесть - конструктивные особенности фургона. Если есть дополнительные боковые двери,
то на подержанном фургоне могут быть проблемы и с этими дверями, а вообще, чем в лучшем состоянии
находится теплоизоляция фургона, тем меньше у Вас будет проблем с агрегатом, потому что он молотит постоянно, только когда потери холода
слишком велики. Неплохо осмотреть сам агрегат, проверить документы по его обслуживанию, счетчик
часов. Также как пробег машины счетчик моточасов указывает на возможные проблемы с агрегатом
ввиду его износа. И если нет свежих наклеек обслуживания, а на счетчике тревожные цифры
около 16000 часов или больше, то знайте, что близок день ремонта агрегата, который обойдется Вам не
менее 1000 у.е. Конечно же, не поленитесь завести агрегат и погонять его минут 10, этого времени
вполне достаточно, чтобы оценить работоспособность установки, потому что за это время температура в кузове должна упасть
градусов на 10-15. А если Вы поставили режим обогрева, то температура должна повыситься на 5-10
градусов (для этого нужна отрицательная начальная температура воздуха). Если все условия
приобретения, описанные нами соблюдены, то скорее всего Вы сможете быть спокойны за свой рефрижератор год-другой, а дальше все зависит от
эксплуатации.