ПОЧЕМУ MAN?
Или несколько слов о том, каким должен быть лучший грузовик.Все очень просто - сказки об MAN...
История знала много взлетов и падений. Автомобильная история, увы, еще больше. Однако некоторые имена в автомобильном мире будто бы купили себе страховой полис от падений и никакие катаклизмы им нипочем. Одна из таких фирм - это MAN. Более подробную информацию о MAN Вы можете почерпнуть в нашем каталоге, или на сайте MAN AG, ссылка на который есть на нашей странице "Ссылки". Здесь мы просто хотим поделиться информацией, которой так не хватает ни в официальных релизах, ни на сайтах наших торговцев. Эта информация - просто наши ощущения от живых автомобилей MAN, которые объезжены в немецких степях.
Итак, Вы решили купить грузовик. Что Вы ждете от грузовика? Как правило надежности, реже удобной кабины для водителя, еще реже мощнейшего мотора. Ну и, конечно, мы считаем денежки, которые нужно будет потратить на возможный ремонт. Чаще всего покупатели грузовиков ищут любую информацию и опрашивают всех возможных советчиков, которых могут найти. И что же? Все видели на дорогах множество Мерседесов, которые в свое время закупал "Совтрансавто". В северную столицу почти естественным путем просачивались Volvo и Scania. И почти все эти машины обрели просто ореол славы на фоне наших беспросветных МАЗов и КАМАЗов. В чем-то мы даже склонны согласиться с теми баснями, но... Вот тут-то и наступает момент истины! "Что это было?" - говорит герой известного фильма. Да были Мерсы боевые, хотя не настолько уж, если копнуть поглубже. Да была Volvo F12, которую до сих пор вспоминают с трепетом, да была Scania 112, которая везла даже рассыпаясь на ходу. Но это было, было, было... А что теперь? В 90-е года Мерседес ударился в эксперименты с КПП и не смог толком их закончить до 2003 года. Если кто ездил на их полуавтомате, то поймет нас, а кто не ездил, тому объясним, что найти и включить какую-нибудь передачу на этой коробке иногда можно только вдвоем, причем второй человек дергает за все и стучит по чему попало, а первый вспоминая всех матерей создателей Мерседесов, дергает гребаный джойстик. Кроме этого Мерин начал отказываться от русской солярки и хандрить, хандрить, хандрить. А так называемый Actros, прозванный в простонародье "кактус", вообще оказался полным геморроем. Вот и получите себе машиненцию. К тому же кабины у всех форматов Меринов самые неудобные и самые тесные, это Вам любой скажет. Volvo в 1993 году выпекло FH-12. Что же получилось у них? Красивая кабина, самая высокая на тот момент крыша и... И опять куча геморроя! Да, Вольво на порядок надежнее Мерина, да у него не было прибамбасов, от которых рыдали "Мериносцы", но! Вы же чаще всего берете подержанный автомобиль. Готовьтесь к тому, что здоровенная кабина заставит Вас постучать зубами от холода, потому что ни штатный отопитель, ни автономка не справляются с морозами за -20 (по крайней мере на нескольких машинах, которые мы продали зимой было так). Будьте готовы к тому, что корявая вольвовская КПП будет подставлять Вам ножки где-нибудь на подъемах-перевалах (у нас на Урале Volvo чаще всего в гололед висит на тягунах). Если Вы за 180 см, то постоянно берегите голову, чтобы не боднуть бардачки или поручни при погрузке в кабину. Пристально следите за состоянием стояночного фена, который мудрые вольвовские инженеры поставили прямо в кабине (говорят, не один и не два экипажа уже угорели во сне от просочившихся газов). И т.д. и т.п... Ну и наконец Scania. Конечно, это вымирающий класс, однако и здесь есть что сказать. Как ни странно, но Scania не даром получила прозвище "скамья", потому что это самая "дубовая" машина в классе. Благодаря этому она постоянно теряет подкрылки, у нее рвет радиатор и прочая и прочая. Тягачи постоянно страдают от трещин в раме в районе седла. Кроме того Scania как и Мерин уже с 380 л.с. переходит на V-образную восьмерку, которую архисложно обслуживать. Но и это еще не все! Салон "скамейки" самый спартанский и не выдерживает никакой критики. Здесь и стояночный отопитель, дующий только в одно место (как и вольвовский), тут и коробка, которая чаще всего не справляется с зимними проблемами. В общем машина для настоящих мужчин, которым не ездится спокойно - дай че-нидь покрутить и полежать под машиной. Один раз на наших глазах у "скамьи" отвалился даже инструментальный ящик, который имел вид вполне надежно закрепленного. Ну и другие "мелочи", которых навалом в этой машине. Мы не хотим хоронить столь уважаемые марки, однако ж есть над чем задуматься! Тем более когда настало время, когда не нужно выбирать из Scania и КАМАЗа или Volvo и МАЗа.
После столь пространного объяснения перейдем собственно к теме нашей статьи - к MANу. Пока конкуренты ломали себе головы над тем: как побольше заморочить бедных водителей, MAN себе спокойно работал над своими и чужими ошибками. И как работал! Сначала в 1988 году выдали F90. Мы готовы драться на дуэли с тем, кто скажет, что это не лучший тягач 90-х годов. Простая до неприличия конструкция, лучший дизель, который, только вдумайтесь, выдавал от 370 до 460 л.с.! Лучшая КПП - ZF-16. Лучшая кабина в классе, которую даже кокетливый Volvo не смог побить, потому что в MAN водителю удобнее чем даже в Globetrotter XL. А другие конструкторские решения? Те же тройные дворники (которые любезно скоммуниздили все наши грузовые заводы), или печка, которая буквально сдувает с горшка, если ее открыть на полную при езде. А в обслуге MAN даст 300 очков форы любому грузовику! Только у MAN три сдвоенных головки цилиндров, которые позволяют легко и быстро поменять прокладку (у Scania на шестерке две строенных головки, а у Volvo цельная "башка" весом больше 200 кг.!). Только у MAN все узлы и агрегаты настолько доступны, что чаще всего их можно вытащить за несколько минут. Да и скажем, что не особо-то и вытаскивают все это, потому что отбор комплектующих у MAN очень удачный. Вот почему в 1995 году MAN не стал изобретать велосипед и практически без глубокой модернизации (заметной неспециалисту) выпек второй супер-грузовик F2000. Этот грузовик дожил до наших дней и до сих пор выпускается в некоторых модификациях. Да, конечно, Евро 2 добавило кучу ненужных деталей в мотор, появились проблемы с высокими кабинами, которые упорно разбивают подвеску кабины (неудивительно - такой шкаф и наши-то дороги!). Однако любой водитель, поездив на F2000, будьте уверены, не попросит вернуть его на другую машину. В MANе по-прежнему все под рукой и как-то даже по-домашнему. Это до сих пор лучший выбор второй половины 90-х! Можете нас ругать всякими словами, но уж поверьте: мы продали достаточное количество этих грузовиков, чтобы отвечать за свои слова, приведенные здесь. Все сколько-нибудь существенные дефекты, замеченные на MAN относятся как правило к "английской" комплектации бывших праворучек, которые впаривают под видом нормальных грузовиков. Вот там и КПП и мост Eaton, который и приносит геморрой. Кто из Вас не слышал хоть раз жуткий вой от проезжающего MANa? Вот это бывший англичанин в 90% случаев. А в 10% оставшихся случаев - неправильная эксплуатация, потому что убить родной редуктор на MAN - надо очень постараться! Есть и еще немаловажный фактор в пользу MAN. Весь парк Икарусов всех мастей был оснащен двигателем RABA-MAN, поэтому в стране мульон механиков, которые могут разобраться в Вашем двигателе.
Кстати, концепция MAN оказалась настолько удачной, что голландцы, не мудрствуя лукаво, передрали
при запуске в производство своего DAF 95 XF многие решения MAN и даже получили прозвище для своего детища -
"голландский МАН". Да и Scania на 4-й серии не стала заваливать стойки лобового стекла а тоже пошла по пути
"кубизма", что позволило получить более просторную кабину, но... MAN был первым и свое первенство он вновь
подтвердил в 2000 году, когда запустил полностью новый грузовик MAN TG-A. Этот грузовик заслуживает
отдельной статьи, поэтому здесь отметим только то, что все лучшее от F90 и F2000 помножилось на современные
технологии и качество. И последний аргумент в пользу MAN в том, что за последние 15 лет только MAN завоевал
три звания "Грузовик года" и именно в самом престижном тяжелом классе. Ближайшие конкуренты отстают на одно-два
звания и это справедливо.